Одна из главных целей физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы удовлетворить естественную потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. На занятиях физкультурой у детей развиваются физические качества, развиваем крупную моторику, подключаем мелкую моторику, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, но нужно не забывать о речевом развитии детей на занятиях по физической культуре.
В работе с детьми на физкультурных занятиях можно использовать следующие приемы речевого развития:
- Стихотворное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений:
Если хочешь, делай так, вот ладонь, а вот кулак (дети показывают открытую ладошку, а потом сжимают в кулак)
Это стул (складывают ладошки) и кровать
Чтобы ночью крепко спать.
Это птица (скрестить пальцы помахать ими), это мост (руки в форме мостика)
Это длинный, длинный нос («Буратино»)
Я стихи вам прочитал (ла) и немножечко устал (ла),
Еслиможешь, повтории наверно, это ты ( ребенок идет по кругу и выбирает следующего водящего).
На занятиях по физической культуре:
1. Проговариваем правила подвижной игры
2. Можно использовать речевые приемы при зарядке и в водной части (ходьба вполуприседе шипим как гуси, ходьба поднимая высоко коленицокаем как лошади)
3. В заключительной части:«Настроенье каково – во!»
4. Дыхательная и пальчиковая гимнастика (как у кошкиной у дочки вот такие коготочки, ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши).
5. Приветствия на соревнованиях (Физкульт-привет,речевка, девиз).
Взрослым надо помнить, что неполноценнаяречевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением ловкости и скорости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность при выполнении упражнений.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, скорости реакций, они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. В следствии всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.