Муниципальное автономное  дошкольное

образовательное учреждение

детский сад  № 46

"Цветочный сад"

г. Ангарск

Система Orphus

Мы все учились в школе. Кто-то лучше, кто-то хуже. Но изложение и сочинение наверняка каждому запомнились своим коварством. Не простое это дело – ясно излагать и ясно мыслить...И ножки у него растут совсем не там – на уроке русского языка и литературы, когда учитель дает «рыбу» – план, по которому, как под копирку, в муках пишутся лишенные творчества труды, а в дошкольном возрасте.

«КТО ЯСНО МЫСЛИТ, ТОТ ЯСНО ИЗЛАГАЕТ», – CКАЗАЛ ШОПЕНГАУЭР, И С ЭТИМ НЕ ПОСПОРИШЬ

Именно в дошкольном возрасте речь и мышление идут рука об руку, стимулируя и взаимообусловливая развитие друг друга.

Ведь что такое мышление? Это самый сложный психический процесс – высшая форма отражения окружающего мира, его причинно-следственных взаимосвязей. Сначала малыш познает мир благодаря восприятию и непосредственно различным анализаторам, но уже очень скоро этого становится недостаточно. При помощи речи взрослый расширяет представление крохи об окружающем, называя вещи своими именами, обобщая и формируя понятия, рассказывая о том, что не находится в непосредственном восприятии ребенка. Из внешней речи крохи формируется внутренняя речь, которая, в свою очередь, является средством мышления.

Это все действительно сложно, хотя предельно ясно одно: уровень развития речи ребенка объективно влияет на уровень развития его мыслительных процессов и отражает его. Поэтому именно в дошкольном детстве малыш учится ясно мыслить, в том числе через умение ясно излагать. И именно поэтому учителя, принимающие первоклашек в школу, в один голос говорят: «Научите ребенка связной речи!Остальному мы научим сами!» В наших с вами силах ребенку в этом помочь. Тогда изложение и сочинение не станут для маленького ученика одними из причин школьной тревожности, так сильно влияющей на восприятие учебной деятельности и отношение к ней, а значит, и на ее успешность. Как научить ребенка пересказывать? Это не сложно. Главное, потратить на это некоторое количество времени и делать все последовательно.

Шаг 1. Выбор текста для пересказа

Для того чтобы сформировать алгоритм пересказа, нужно устранить все «помехи». Сложный, богатый незнакомыми словами, событиями и описаниями текст не подойдет. Он должен быть понятным, доступным восприятию дошкольника, содержащим от 7 до 15 предложений. Например, для начала подойдут «Рассказы для маленьких» Л. Толстого («Хотела галка пить», «Лев и мышь» и др.). Затем можно пересказывать рассказы о животных Чарушина («Волчишко», «Томка») и переходить к небольшим новеллам Носова («Живая шляпа» и др.).

Шаг 2. Акцентированное прочтение текст

Перед прочтением текста нужно обязательно дать ребенку установку на то, что этот рассказ он должен будет пересказать, поэтому слушать нужно внимательно. Затем медленно и выразительно начинайте читать текст от начала и до конца, делая нужные акценты там, где содержатся существенные для пересказа слова и фразы.

Шаг 3. Беседа по содержанию

Спросите, понравился ли ребенку рассказ, все ли он понял. Затем последовательно, по тексту, задавайте чаду конкретные вопросы, на которые ему будет легко отвечать. Таким образом, мы выстраиваем вместе с малышом алгоритм анализа текста. Ему становится очевидной последовательность событий, которую самостоятельно, без предварительной работы он уловить и воспроизвести не может из-за несовершенства функций анализа и синтеза.

По ходу занятия попросите ребенка объяснить вам ключевые для характеристики героев слова и поясните слова, трудные для понимания.

Например:

Л.Н. Толстой «Лев и мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Беседуем с ребенком

– Скажи, кто спал?

– Лев.

– А что сделала мышь? (Задавая вопросы, не заменяйте авторские слова с целью упрощения восприятия: «мышь» – «мышка».)

– Пробежала.

– Где?

– По телу льва. (Если ребенок затрудняется ответить, скажите, что прочтете это место в рассказе еще раз. Пусть он послушает и снова попытается ответить на вопрос.)

- А что сделал лев?

И так далее. Обязательно задайте ребенку вопрос, как он понимает выражение «сделаю добро». Подберите синонимы к словам, сложным для воспроизведения, например, «сделаю доброе дело», чтобы у ребенка были варианты, когда он начнет самостоятельный пересказ.

Шаг 4. Обобщение впечатлений

Еще раз спросите малыша о его впечатлениях от рассказа. И сами резюмируйте смысл прочитанного.

Шаг 5. Повторное прочтение текста с установкой на запоминание

Мы детализировали восприятие произведения и теперь снова его обобщаем, то есть речь идет об аналитико-синтетической деятельности: от общего к частному и от частного снова к общему.

Шаг 6. Совместный пересказ

Начните пересказ сами, затем остановитесь, чтобы дальше мог рассказывать малыш. Потом снова вы. Обязательно определяйте части рассказа:

– Я начинаю...

– Продолжение рассказываешь ты…

– Я рассказываю окончание истории.

Шаг 7. Самостоятельный пересказ

– Ну а теперь пойдем к бабуле на кухню, и ты сам расскажешь ей эту историю. Вечером же, чтобы стимулировать отсроченное припоминание, предложите малышу рассказать историю и папе, когда он придет с работы.

Когда ребенок становится старше, а тексты длиннее, между вторым и третьим шагом разделите рассказ на части: начало, середина, конец. И над каждой частью работайте по содержанию отдельно.

ПАРУ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ ПО 20 МИНУТ!

Этого времени достаточно, если учить ребенка пересказу регулярно и в течение продолжительного времени. Обязательно придумайте стимулирующие призы. Можно также завести альбом иллюстраций к пересказанным историям. Через какое-то время листать его и вместе вспоминать рассказы, пробуя их воспроизвести. Малыш очень быстро усвоит алгоритм работы над текстом, который потом, когда ваше чадо станет старше, перейдет во внутренний план и станет служить руководством к аналогичным видам деятельности.

Немного нашего внимания, чуточку психолого-педагогических технологий, капельку времени – и прочный навык пересказывать литературный текст станет хорошим подспорьем будущему ученику.

Мы же знаем, где можно упасть, поэтому вовремя можем подстелить соломки. Ведь мы – первоклассные родители!

© CopyRight Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46, Адрес: 665813, Иркутская область, город Ангарск, 88ой квартал, дом 28 , 2013-2020