Муниципальное автономное  дошкольное

образовательное учреждение

детский сад  № 46

"Цветочный сад"

г. Ангарск

Родительская страничка

Система Orphus

Больше 20 лет назад Олег Ткаченко нарисовал герб Ангарска. Нынче город встретит Новый год с праздничными баннерами, которые придумал этот художник. Наш корреспондент побывал в гостях у Олега Михайловича. Говорили о разном: как раньше жили художники-оформители, почему наш герб считается одним из лучших в России, и как зовут на самом деле ангарскую Бегущую по волнам.
На девушку на гербе уговорили
Когда в 1996 году вы нарисовали ангарский герб, это был конкурс?
- Конечно, я сам как участник предложил 8 вариантов герба. Автором идеи действующего герба был ныне покойный Валентин Борисович ЩУКИН. Он работал заместителем главного врача МСЧ-28, а увлекался геральдикой, являлся почётным членом-корреспондентом геральдического общества России. Он меня буквально уговорил нарисовать Бегущую по волнам. Я ему возражал: это же Александр Грин. Не наше это! А он: рисуй. И очень много подсказывал по техническим канонам. Какие должны быть пропорции, размеры, цвета.
Говорят, у девушки с герба был реальный прототип?
- В первую очередь, она олицетворение легенды об Ангаре, сбежавшей от отца Байкала к возлюбленному Енисею. В те годы на нашем керамическом заводе делали такую статуэтку. Реальным прототипом стала одна иркутская художница, которая удивилась, узнав себя в изображении. Зовут Марина.
- Вам самому какой вариант был ближе?
- Мне самому нравился герб, в котором буква «А» в виде вензеля располагалась над двумя сливающимися волнами рек Ангары и Китоя. Ангарск - город, родившийся на месте слияния двух рек. Но то ли Щукин своим авторитетом убедил комиссию, членом которой являлся, то ли им действительно понравился вариант с девушкой - выбрали его. И не зря. Позже, когда при мэре КАНУХИНЕ появилась идея создать флаг города, геральдический совет при президенте РФ ответил им буквально следующее: «Герб города Ангарска - один из лучших гербов нашей страны с художественной и геральдической точек зрения», - и рекомендовал повторить на флаге изображение «Бегущей по волнам». Что и было сделано.
Съел… натюрморт
- Вы ангарчанин по рождению?

- Нет, я волжанин. Мне тогда было пять лет, когда я спросил у мамы: «Куда мы поедем жить?» А она подвела меня к карте и, показав на озеро Байкал, сказала: «Вот к этому червячку». Вот так мы оказались в Ангарске. Хорошо помню, как наш город строился. В будущем 177 квартале лес берёзовый стоял. А на месте «Детского мира», где сейчас «Кудесник», лежали огромные поленницы дров. Думаете для чего? Тогда в 178 и 179 кварталах часть пятиэтажек дровами отапливались. Поскольку мы приехали из степной местности, огромные сосны вокруг казались просто великанами. Квартиру нам дали очень быстро, буквально через полгода. Ощущение большой стройки тогда было. Город строился быстро, ключи от квартир чуть ли не каждый день выдавали.
- Ваш папа стал художником уже в Ангарске, работал на АЭХК. Он приобщил вас к творчеству?
- Направление задал он. Мне было интересно смотреть, как он рисует дома, помню его большой мольберт, который стоял в квартире и всем мешал (смеётся). Он брал меня с собой в бывший пионерский лагерь имени Героев космонавтов, куда они с коллегами после изготовления наглядной агитации ездили на природу писать этюды. В те времена, кстати, профессия художникаоформителя достойно оплачивалась. Без куска хлеба точно не останешься. Я в школьные годы учился в художественной школе №1, бегали в неё после обычных уроков. Расскажу забавный случай тех лет. Однажды мне поставили жирную единицу в дневник «художки» с формулировкой: «Съел натюрморт!» Речь шла о старой засохшей булочке, которая служила натурой для рисования, а мы с голодными пацанами её раскрошили и съели. Когда пришло время определяться с профессией, поступил на декоративно-оформительское отделение Иркутского училища искусств. Но на АЭХК попал без всякой отцовской протекции. Нас тогда распределяли, и меня решили отправить в Черемховский драмтеатр. Но в последнюю секунду меня «перекупил» мой будущий руководитель на комбинате и учитель по жизни - ГИЗАТУЛИН Герман Иванович. Так ему понравилась моя дипломная работа. Кстати, по образованию он был дизайнер по фюзеляжам самолетов.
Товарищ из группы промышленной эстетики
- Сегодня непривычно слышать, что на промышленном предприятии трудились художники…
 - В советские годы на АЭХК было две мастерские. Я работал в группе промышленной эстетики (ГПЭ), наши коллеги - в архитектурно-художественной мастерской. Чем мы различались? Мы работали на промплощадку (изготовление витражей, чеканка, резьба по дереву, всё, что касалось интерьеров), а они оформляли квартальскую часть города (например, знаменитые мозаики на домах). Между нами всегда была некая конкуренция в хорошем смысле слова, соревновательность. Плюс в каждом цехе был свой цеховой художник.
- Большую роль наверняка также играла увлечённость живописью самого НОВОКШЕНОВА. - Конечно, многое делалось по инициативе Виктора Фёдоровича. В Ангарске каждый год проходила художественная выставка ИЗО-78, 79 и т.д. К ней все готовились, участвовали. Новокшенов организовал на территории комбината настоящую галерею длиной почти километр. Кто-то дарил свои работы, что-то он покупал. Его супруга Нина Прокофьевна, заслуженный деятель культуры, занималась художественными коллективами «Современника», который тогда относился к электролизному комбинату, организовывала там выставки.
- В 90-е государству труд художника стал не нужен?
- Зато он стал востребован в других областях. Пришлось организовать собственную мастерскую «Красный угол». Занимался рекламным оформлением фасадов, интерьеров магазинов, предприятий. Например, фасад ТЭЦ-1 красили по моей расколеровке. Отдельная тема для меня - оформление музеев. Что называется, от проекта до полного воплощения. Всего я работал над 9 музейными проектами, только в оформлении музея АЭХК участвовал трижды. Работал над экспозициями АНХК, ТЭЦ-10, цементно-горного комбината. Одна из любимых работ - проект оформления интерьеров Музея часов. Сегодня мы активно работаем со школами города: от вывесок, стендов, классных уголков до полноценного тематического оформления классов, аудиторий, рекреаций. Например, нужно педагогу наглядно показать ученикам исторические вехи или персонажей - не вопрос.
- Скоро на ангарских улицах появится новогоднее оформление вашего авторства. Тоже был конкурс?
- Да, главный графический символ в основе предложенного мной брендбука - календарьчасы. Часы реальные, из нашего Музея часов, которому, кстати, 50 лет исполнится в 2019 году. Это тоже символично. Вокруг часов - подкова на счастье. Узнаваемые городские фасады. Цифра 2018 постепенно заменяется на 2019. Ну, и, конечно же, праздничный салют. Вместе с этой работой я бы хотел пожелать родному Ангарску в следующем году только счастья и процветания. Город растёт, развивается. Это главное.
- Вы читали на городских форумах критику в адрес вашей творческой работы?
- Вы знаете, мне не привыкать. В своё время мой герб тоже ругали. Ещё как. А сегодня им гордятся. У меня один знакомый есть. Когда он знакомит меня с кем-то, представляет так: это автор города (!) Ангарска. Слово «герб» он почему-то сказать забывает, чем ставит меня в неловкое положение (смеётся). Мне важнее другие вещи. Когда отец (Михаил Петрович ТКАЧЕНКО - автор ангарского гимна. - Прим. ред.) узнал, что моя работа победила в конкурсе гербов, он долго тряс мою руку. Значит, гордится сыном.

Елена ДМИТРИЕВА

 

© CopyRight Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46, Адрес: 665813, Иркутская область, город Ангарск, 88ой квартал, дом 28 , 2013-2024