Муниципальное автономное  дошкольное

образовательное учреждение

детский сад  № 46

"Цветочный сад"

г. Ангарск

Родительская страничка

Система Orphus

Многие будущие первоклассники умеют читать, писать, считать, «работать» на компьютере. И родители очень обижаются на педагогов и психологов, если те вдруг говорят, что их продвинутое чадо не готово к обучению в школе.  «Но Аня же читает с трех лет! Наш Петя так великолепно считает!» – восклицают оскорбленные папы и мамы. Безусловно, дети могут быть успешны и талантливы в письме, счете, чтении, могут уметь пользоваться компьютером. Но все-таки принимать эти навыки за психологическую готовность малыша к школе ошибочно. Ведь Аня совершенно не умеет общаться со сверстниками, постоянно с ними ссорится,  а потом плачет. А Петя по многу раз переспрашивает задание и постоянно отвлекается  от его выполнения. Да, развитие мышления, памяти — это прекрасно. Но от будущего школьника требуются еще и желание учиться, умение слушать учителя, точно выполнять все его инструкции, навыки конструктивного общения со сверстниками. Вот об этом и поговорим.

Ты учитель или ученик?

Коллеги-психологи любят приводить в пример ситуацию, которая красноречиво свидетельствует о степени готовности ребенка к учебе. Малышу предлагают поиграть в школу и спрашивают, кем он хочет быть в этой игре. Маленький ребенок всегда выберет роль учителя – взрослого. А вот ребенок, который действительно хочет идти в школу, понимая, что он многого не знает, что ему надо еще учиться и учиться, захочет быть в игре учеником. Малыш, готовый к поступлению в школу, очень настроен на узнавание нового, ему действительно все интересно. У него есть необходимое для успешного обучения качество – высокая познавательная активность. Предложите своему ребенку поиграть в «учителя-ученика», и его ответ определенно даст вам пищу для размышлений.

Вундеркинд без воображения

Почему-то считается, что как можно раньше надо начинать развивать ребенка интеллектуально. Излишне увлекшись обучением малыша счету и письму, родители выпускают из вида такие важные аспекты развития личности, как эмоциональный и социальный. Сегодня никто не будет спорить с тем, что раннее развитие ребенка – это не попытка лишить малыша радостного детства, а необходимое условие освоения им окружающего мира с его огромным массивом информации. Но развитие ребенка в любом случае должно быть гармоничным.

Обычно методиками раннего развития пользуются родители, мечтающие вырастить вундеркинда. Теша свое тщеславие, они совершенно не осознают, что оказывают чаду медвежью услугу. В своей книге «В школу – с удовольствием. Как помочь ребенку хорошо учиться» (издательство «ЭКСМО») я в качестве примера привожу такую историю. Мальчик Вася рано научился читать, родители наняли ему педагога, который с пяти лет обучал его различным школьным навыкам. В шесть с половиной лет Вася уже прошел программу первого класса по чтению и математике. Стало ясно, что ему просто нечего будет делать в первом классе, и родители вынуждены были искать школу с очень продвинутой программой. Вася на вступительном собеседовании блестяще выполнил все интеллектуальные задания, но работа с психологом показала, что ребенок совершенно не умеет общаться и терпеть не может любые творческие задания. Развивая сына интеллектуально, родители не придавали значения таким немаловажным сферам, как воображение и коммуникации.

Вундеркинд, декламирующий сонеты Шекспира на языке оригинала, может быть инфантилен и совершенно несамостоятелен, не уметь взаимодействовать с окружающими. В этом случае можно говорить о так называемой дисгармонии развития ребенка. Интеллектуально ребенок сильно опережает свой биологический возраст, а в эмоциональном и социальном плане заметно отстает от «нормальных» сверстников. Ему бывает очень сложно адаптироваться к школе, наладить контакт с одноклассниками.

Скажи мне, кто твой друг?

От того, как сложится у ребенка контакт с одноклассниками, в немалой степени зависит его отношение к школе и даже успеваемость. Отсюда вывод: надо учить ребенка взаимодействовать со сверстниками. Тем более что общение с ними не равно общению с ровесниками. Взрослый всегда немного поддается ребенку, он снисходителен, готов к компромиссу. Сверстнику же непонятно, почему он должен уступать, считаться с чьими-то желаниями. Зато это общение на равных, в нем меньше давления, нет требований и разочарований, осуждения и воспитания. С ровесником интересно: он поймет то, что может не понять самый близкий взрослый. Доказанный факт: в группе сверстников ребенок лучше и быстрее учится, становится самостоятельнее. У ребенка развивается критичность по отношению к себе и в то же время появляется понимание: раз они, такие же как я, могут это, значит, смогу и я. Пример взрослого в данном случае не работает: он воспринимается маленьким ребенком как всемогущий, для которого нет ничего невозможного.

Считается, что проблемы в отношениях с одноклассниками испытывают малыши, не посещавшие детсад. Хочу успокоить их родителей: это не совсем так! С одной стороны, так называемые домашние дети действительно по поведению отличаются от ребят, имеющих опыт общения в детском саду. Но в то же время многое зависит от характера малыша: активный, общительный ребенок всегда легко вступает в контакт. Независимо от того, проходил ли он свои «университеты» социализации в детском саду или нет. Ребенок, застенчивый, робкий, не уверенный в себе, болезненно воспринимает каждое изменение в своей жизни, ему надо привыкнуть к новой обстановке, новому окружению, новой жизни. Поэтому особого значения не имеет его детсадовский опыт: новый класс – это не привычная группа.

Проблема взаимоотношений детей еще и в том, что ребенок-дошкольник в силу своего опыта не может встать на место другого, он «нечувствителен» к точке зрения окружающих и в своих действиях и суждениях руководствуется только собственными маленькими представлениями, не принимая в расчет мнение других. Например, детям показывают макет горы, на которой с одной стороны пасутся овечки, с другой – растут деревья, а с третьей – стоят домики. Детей сажают так, чтобы они могли видеть только то, что находится с их стороны. И если спросить малыша, что видят сидящие напротив или сбоку от него друзья, он ответит: «То же, что и я». Бельгийский психолог Ж. Пиаже назвал этот феномен «детским эгоцентризмом».

Эгоцентризм мешает ребенку и в общении, так как он не умеет понимать чувства других, сопереживать окружающим, предполагать возможные последствия своих поступков. Преодолеть этот эгоцентризм во многом помогает игровая ситуация, которая вынуждает ребенка вставать на точку зрения партнера. Ребенок должен координировать свои действия с ролью партнера, хотя сам в этой роли не находится. Так происходит децентрация мнения ребенка – он теперь может мысленно поставить себя на место другого. Отсюда вывод: пусть ваш дошколенок почаще играет с другими детьми. Не скупитесь на время для организации таких совместных игр: родительские старания будут обязательно вознаграждены, когда ваш коммуникабельный, умеющий правильно выстроить отношения с одноклассниками ребенок начнет вас радовать школьными успехами.

Если вы взяли курс на подготовку к школе, считайте, что это ваша важнейшая задача – дать ребенку возможность как можно чаще бывать среди детей. При этом обсуждайте с ним их поступки, объясняйте их, подсказывайте малышу способы поведения в той или иной ситуации. Еще один немаловажный навык для успешного общения – умение выразить свои чувства и желания словами. Учите этому свое чадо. Не стоит, как это обычно делают уж слишком заботливые мамы, стараться понять самое нечленораздельно высказанное желание ребенка. Вы принесете ему только пользу, если, услышав плохо выстроенную фразу, попросите: «Извини, я не поняла. Пожалуйста, объясни, что ты хочешь, точнее».

«Свой парень» – педагог…

Дошкольник обычно относится к взрослому, как к товарищу, охотно с ним играет, но неспособен ответственно относиться к его заданиям. Ребенок, готовый к обучению, умеет слушать взрослого и выполнять его требования. К семи годам малыш должен осознавать свою непохожесть на взрослого, признавая за ним большие знания и опыт. На вопрос: «Ты какой?» — карапуз гордо заявляет: «Я большой». Но семилетний ребенок вдруг осознает, что он маленький и ему есть чему поучиться у взрослого. Он готов к позиции ученика.

Если же ребенка с детства окружают в основном люди других поколений – родные и их друзья, он привыкает общаться со взрослыми и ждет от них определенного к себе отношения. Обычно дети в обществе близких всегда в центре внимания, их с интересом слушают, подстраиваются под их настроения и желания. И ребенок к семи годам начинает воспринимать любого взрослого как своего. Он охотно вступает в контакт даже с незнакомым взрослым (педагогом, психологом), поддерживает беседу, но старается взять инициативу в свои руки – запросто может перебить, поменять тему разговора на более интересную для него. Он может отказаться делать предлагаемые задания, ссылаясь на то, что это неинтересно, и предложить заняться чем-то другим. Например, педагог просит ребенка посчитать, он начинает это делать, но, соскучившись, предлагает: «Давай я лучше нарисую свою собаку».

На первых порах такой ребенок ничего не делает в классе: для него не очевидно, что, аппелируя ко всем ученикам, учитель обращается с вопросом или заданием и к нему тоже. Иногда малыш даже переспрашивает: «И мне тоже это делать?» Зная эти особенности некоторых своих учеников, учителя нередко говорят: «Все открыли тетради, и Тимофей тоже. Читаем первое задание, Аня ты тоже читай». Постепенно малыш привыкнет слушать и выполнять задания вместе со всеми детьми, особенно если учитель сможет хоть как-то обособить его, выделить из общей массы.

Чтобы вашему малышу легче было адаптироваться к школе, с раннего возраста приучайте его считаться с нуждами окружающих взрослых. Говорите: «Не шуми, папа спит», «Ты читай свою книжку, а я почитаю свою», «Не кричи, мы ведь тебе не мешали смотреть мультики, и ты нам не мешай смотреть фильм». Или, например, скажите ребенку, постоянно перебивающему ваши беседы: «Прости, Андрюша, но я не могу тебя выслушать. Ты видишь, я разговариваю. Подожди». И обязательно, окончив разговор, спросите ребенка, что он хотел вам сказать.

Новые школьные правила, в том числе правила общения, взаимодействия с учителем и одноклассниками, не должны свалиться на ребенка как снег на голову. Помогите ему их освоить, увлеките малыша заманчивой перспективой – быть школьником, узнавать каждый день что-то новое, интересное.

И совместными усилиями вы обязательно справитесь с проблемой психологической готовности малыша к школе.

© CopyRight Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46, Адрес: 665813, Иркутская область, город Ангарск, 88ой квартал, дом 28 , 2013-2024